Образовательная деятельность в период пандемии
Положение о дистанционном обучении
«Алгоритм работы дошкольного учреждения при использовании дистанционных технологий.
Дистанционное образование представляет собой взаимодействие педагога и детей на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) и реализуемое мультимедийными средствами интернет-технологий, предусматривающими интерактивность.
В связи с распространением коронавирусной инфекции COVID 19 (весной 2020 года Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) объявлена пандемия коронавирусной инфекции) и принятыми мерами в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения общество и система образования в частности, столкнулись с рядом задач, требующих новых подходов и решений для полноценного функционирования основных сфер жизни, в том числе и образовательного процесса. Образовательный процесс в нашем дошкольном учреждении проводится в дистанционном формате для детей, которые не посещают ДОУ в связи с эпидобстановкой.
Новая социально-образовательная ситуация призывает специалистов системы образования находить новые решения педагогических задач для реализации образовательного процесса и взаимодействия с детьми в формате дистанционного образования.
Для эффективной реализации процесса дошкольной образовательной деятельности с применением дистанционных образовательных технологий, электронного обучения следует учитывать ряд факторов, которые помогут продуктивной организации процесса взаимодействия педагога с ребенком и семьей в новой образовательной ситуации.
В дошкольном образовании реализовать формат онлайн общения педагогов с детьми, с одной стороны, сложней, с другой стороны, больше вариативных возможностей, которые зависят от креативности педагогов.
Нормативно-правовая база
При организации процесса взаимодействия педагога с ребенком и семьей, для проведения занятий в дистанционном формате с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий следует руководствоваться следующими документами:
1.Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст.13 п.2, ст.15, ст.16, ст.17, ст. 41 п.5).
- Приказом Министерства Просвещения России от 17.03.2020 №103 «Об утверждении временного порядка сопровождения реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий».
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 августа 2017 года № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».
- Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 21 апреля 2015 года № ВК-1013/06 «О направлении методических рекомендаций по реализации дополнительных профессиональных программ (с Методическими рекомендациями по реализации дополнительных профессиональных программ с использованием дистанционных технологий, электронного обучения и в сетевой форме)» (п. 2.2.).
- Федеральным законом от 27 июля 2006 г. №152-ФЗ «О персональных данных».
- Федеральным законом от 27 июля 2006 г. №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (с изменениями и дополнениями).
- СП2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»,СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» (с изменениями на 2 декабря 2020 года)
Разработка локальных актов
Для эффективной реализации процесса дошкольной образовательной деятельности нашего дошкольного образовательного учреждения с применением дистанционных образовательных технологий образовательной организации разработаны следующие локальные нормативные акты:
— положение об использовании электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации ФГОС ДО;
— рекомендации для родителей по организации дистанционного образования ребенка;
— методические рекомендации для педагогов по организации процесса взаимодействия и эффективной коммуникации с семьей ребенка, с самим ребенком в дистанционном формате; реализации процесса дошкольной образовательной деятельности с применением дистанционных образовательных технологий, электронного обучения.
Образование с использованием дистанционных технологий. Форма и правила проведения
«Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников».
- Дистанционное образование – образование, которое полностью или частично осуществляется с использованием компьютера и телекоммуникационных и информационных технологий и средств, которые позволяют ребенку получать образование на расстоянии.
- Онлайн-обучение – это получение знаний и навыков при помощи компьютера или другого гаджета, подключенного к интернету в режиме “здесь и сейчас”. Во время онлайн-обучения ребенок может смотреть занятие в видеозаписи.
Для проведения педагогом дистанционного занятия в режиме дистанционного образования в нашем МДОУ работа выстраивалась поэтапно:
- Составили примерную тематику образовательных занятий для каждой возрастной группы.
- Совместно со специалистами и педагогами выстроили недельные планы занятий, учитывая возможности выбора уровня и вида представления материала.
- Разработали демонстрационный обучающий материал к занятиям с элементами видео и аудио, с включением иллюстраций и электронных образовательных ресурсов.
- Организовали обратную связь с семьей по обсуждению вопросов воспитания и образования ребенка.
Психофизиологические закономерности развития ребенка и санитарно-гигиенические требования к организации занятий с использованием дистанционных технологий
Эффективность решения педагогических задач при использовании дистанционных технологий в образовательном процессе определяется не только соблюдением всех гигиенических требований они определены СанПиНами), эргономических требований к компьютеру, продолжительности работы, но и тем, какие программы используются при такой работе, насколько их содержание, формы и методы работы соответствуют возрастным психофизиологическим закономерностям развития детей разного возраста.
Санитарными правилами и нормативами регламентируются гигиенические требования к развивающим игровым занятиям с использованием ЭСО.
При организации проведения с ребенком занятия с использованием компьютера (и других гаджетов) педагогам и родителям следует руководствоваться СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
При работе с компьютером следует иметь в виду, что на организм детей воздействуют следующие специфические факторы:
— излучение от компьютеров;
— изменение качества воздушной среды в помещении, где находится компьютер;
— особенности условий зрительной работы;
— длительность и сложность различных видов работы.
Занятия с использованием электронных устройств в работе наших педагогов строго регламентировано как по длительности, так и по их количеству в соответствии с возрастными возможностями детей. Помимо онлайн-обучения мы активно используем другие формы дистанционной работы и чередуем разные виды деятельности.
Реализация дистанционного консультирования родителей (законных представителей)
- Проведение собраний на платформе Zoom (платформе для проведения онлайн-занятий и конференций), обсуждение и выстраивание образовательного процесса, взаимодействия с семьями и детьми.
- Индивидуальные консультации для родителей специалистами ДОУ
- Повышение педагогического опыта педагогов через участие в дистанционных онлай-семинарах, конференциях, конкурсах.
- проведение онлайн – занятий на платформе Zoom (платформе для проведения онлайн-занятий и конференций), обсуждение и выстраивание образовательного процесса, взаимодействия с семьями и детьми.
Как бы не был интересен процесс образовательной деятельности с применением компьютера, ребенку дошкольного возраста, несомненно, важно максимально живое участие взрослого. Настоящее творчество – способность, присущая все же пока только человеку, это особый тип мышления, которое невозможно перевести на формально-логический язык компьютера. Компьютер и компьютерные технологии – всего лишь посредники, а главными героями всё же являются ребёнок и педагог.