Физкультурно-оздоровительная работа
Нормативно -правовая база по здоровью в образовании
План работы родительского клуба К здоровой семье через детский сад 2023-2024г.
Электронные ресурсы по сохранению и укреплению здоровья
Медицинский кабинет
Для реализации приоритетных задач в вопросах сохранения, укрепления здоровья в ДОУ оборудован процедурный кабинет и изолятор, закуплено медицинское оборудование для проведения, лечебных, диагностических и профилактических мероприятий, – ростомер, весы, тонометр, таблица для определения остроты зрения, динамометр, плантограф.
Физкультурный зал
Физкультурный зал оснащен современным физкультурно-оздоровительным оборудованием: гимнастической стенкой; детскими тренажерами; модулями для прыжков, подлезания, равновесия; матами для гимнастических и акробатических упражнений; батутом, мячами, мячами-прыгунами; гимнастическими валиками для коррекции осанки; дисками «здоровья»; баскетбольными стойками; нетрадиционным оборудованием; массажорами; дорожками, лотками с наполнителями; балансирами; массажными ковриками; мешочками для метания и т. д.
Групповые помещения
В каждой группе создано прозрачное зонирование, оборудованы коррекционно-релаксационное пространство: центр воды и песка; творческий центр, где проводится куклотерапия, арт-терапия и лечебные спектакли; научный центр для опытно-экспериментальной деятельности; центр литературы; центр двигательной активности и др. В уголках природы выделены фито-центры в которых сконцентрированы растения разной оздоровительной направленности. Для развития физических качеств, формирования двигательных умений и навыков, воспитания потребности в самостоятельных занятиях физическими упражнениями в каждой группе оборудован «Уголок здоровья», в этих зонах сконцентрировано физкультурное оборудование, дидактические пособия, способствующие воспитанию у ребенка культуры здоровья. В их содержание включены психологические и познавательные игры, игры, способствующие формированию интереса к здоровому образу жизни и укреплению своего физического здоровья.
Территория ДОУ
Предметно-развивающая среда на территории ДОУ также организована с учётом необходимости сохранения и укрепления здоровья воспитанников. На участках групп выделено единое пространство физического развития, которое объединяет зоны, в наибольшей степени, стимулирующие двигательную активность детей: сюда включаются специально выделенные зоны моторных и спортивных игр на участках, специальные зоны для закаливания и профилактики плоскостопия.
Оздоровительно-экологический комплекс
Организованный оздоровительно-экологический и сенсорный комплексы, способствуют формированию психологического здоровья воспитанников и взрослых. В течение 3 лет успешно функционируют ряд тематических площадок, отражающих специфику раздела «Здоровье»: Созданный ландшафт с липовой аллеей, зоной лекарственных растений, розарий, ракалий, зона сказок, спортивная площадка, стадион, «Площадка ПДД», позволяет в процессе организованных занятий и совместной деятельности, получить детям элементарные знания о своём организме, о своём месте в окружающем мире, формируется осознанное отношение к своему здоровью и влиянию природных компонентов на оздоровление.
Система физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ
Здоровьесберегающая направленность, форм, средств и методов физического воспитания дошкольников, которая включает в себя:
- Комплексную психолого-физиологическую диагностику;
- Отбор педагогических технологий с учетом возрастных особенностей детей и их функциональных возможностей, отказ от «школьного обучения»;
- Внедрение технологий создания здоровьесберегающей среды в ДОУ: рациональный режим дня, построенный с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, физической и умственной работоспособности; оптимальный двигательный режим; эффективное закаливание; обеспечение благоприятной гигиенической обстановки; преобладание положительных эмоций; использование психолого-педагогических технологий;
- Проектирование физкультурно-игровой среды в условиях ДОУ (приемы повышения эффективности использования оборудования путем создания новизны и смены оборудования, внесение новых пособий);
- Разработка новых образовательных технологий:
- приемы выполнения упражнений, самомассажа, гимнастики, дыхательных упражнений, закаливающих процедур;
- занятия, направленные на формирование представлений о строении своего тела и отдельных систем и органов (по ознакомлению с окружающим, логопедические занятия);
- формирование представлений о многообразии физических и спортивных упражнений.
Для достижения высокого качества работы по физической культуре планируются:
- Разработка и реализация вариативных программ, направленных на формирование у детей ценности здоровья и здорового образа жизни, включение в содержание занятий по разным видам деятельности соответствующего материала.
- Использование новейших технологий обучения детей разным видам движений; повышение эффективности занятий физической культуры, проведение мониторинга физического развития и состояния здоровья детей.
- Привлечение семьи к формированию у детей здорового образа жизни и культуры здоровья.
Модернизация содержания работы с детьми на основе внедрения следующих личностно-ориентированных педагогических технологий:
- Разработка дифференцированных занятий по физической культуре с учетом уровня двигательной активности детей, состояния здоровья, уровня физической подготовленности и половозрастных различий;
- Разработка технологий оздоровительной физической культуры с учетом уровня индивидуального развития ребенка в дошкольном учреждении;
- Внедрение элементов креативной педагогики с целью формирования положительной мотивации у детей к самовыражению в движении и образном перевоплощении на основе удовлетворения их двигательной активности.
Развитие и совершенствование адаптивных и функциональных возможностей детского организма.
Используются комплексы физических упражнений и игр, направленных на развитие двигательных качеств и способностей (координационных, ловкости, быстроты, движений, силы, скорости, гибкости).
Реализация физкультурно-оздоровительной работы
- Непосредственно образовательная деятельность по физической культуре всех типов:
- традиционная;
- тренировочная;
- соревнования;
- самостоятельная;
- интегрированная с другими видами деятельности;
- праздники и развлечения.
- Комплекс психогигиенических мероприятий:
- психодиагностика;
- элементы аутотренинга и релаксации;
- психогимнастика;
- элементы арттерапии;
- элементы музыкотерапии;
- элементы сказкатерапии;
- смехотерапии, снеготерапии;
- индивидуальные и подгрупповые занятия в кабинете психологической разгрузки, направленные на коррекцию познавательных процессов и эмоциональной сферы;
- обеспечение благоприятного психологического климата.
- Система эффективных закаливающих процедур:
- воздушное закаливание;
- хождение по «дорожкам здоровья» (закаливание, элементы рефлексотерапии профилактика плоскостопия);
- хождение босиком;
- сухое обтирание;
- максимальное пребывание детей на свежем воздухе.
- Активизация двигательного режима воспитанников:
- обеспечение двигательного режима детей атрибутами и пособиями;
- создание необходимой развивающей среды;
- проведение подвижных игр, пеших переходов во время прогулок;
- строгое соблюдение двигательного режима и режима дня;
- проведение утренней гимнастики, физкультминуток, игр с движениями в свободной деятельности.
- Использование оздоравливающих технологий на занятиях:
- точечный массаж по Уманской;
- пальчиковая и артикуляционная гимнастика, рекомендованная для использования в ДОУ;
- дыхательная и звуковая гимнастика по Стрельниковой;
- подвижные игры по Страковской;
- психогимнастика по методике Чистяковой;
- специальные и коррекционные упражнения, рекомендованные для использования в ДОУ;
- хождение по «дорожке здоровья», использование массажеров;
- комплексы упражнений с фитоболами.
- Профилактическая работа:
- постоянный контроль осанки;
- контроль дыхания на занятиях с повышенной двигательной нагрузкой;
- подбор мебели в соответствии с ростом детей;
- витаминотерапия;
- кварцевание;
- сбалансированное питание;
- вакцинация против гриппа;
- закаливание;
- употребление свежего чеснока и лука;
- употребление соков и фруктов (второй завтрак).
Развивающая и индивидуальная работа
- Реабилитация детей, перенесших простудные заболевания дыхательных путей;
- Коррекционная работа с детьми, имеющими склонность к формированию нарушения осанки;
- Коррекционная работа с детьми, имеющими плоскостопие и склонность к плоскостопию, со слабо сформированной стопой;
- Индивидуальная работа с детьми, отстающими в основных видах движения;
- Коррекция психоэмоциональной сферы;
- Дыхательные упражнения в группе и на занятиях физкультурой;
- Щадящий режим нагрузок;
- СамоМассаж; задания, составленные воспитателем по физической культуре и одобренные врачом;
- Упражнения и игры профилактического и коррекционного характера, рекомендованные для ДОУ;
- Индивидуальная работа в спортзале и на прогулке, проводимая воспитателем по физической культуре;
- Индивидуальная работа в группе и на прогулке, проводимая воспитателями групп.
Лечебно-профилактические мероприятия
- Кварцевание;
- Сбалансированное питание;
- Вакцинация против гриппа;
- Употребление свежего чеснока и лука;
- Употребление соков и фруктов (второй завтрак);
- Кислородный коктейль;
- По показаниям сон без подушек.