маршрут 6-7 ноябрь
15.10.2020Познавательная деятельность:
Осенняя природа дает богатый материал для совместных с детьми наблюдений. Гуляя в парке, сквере можно понаблюдать с ребенком за небом: поздней осенью небо становится свинцово-серым, хмурым, низко нависающим над головой. Небо кажется тяжелым. Облака серые, наполненные дождем. И иногда нудный осенний дождь сменяется мокрым снегом; земля от заморозков становится твердой.
Попробуйте с помощью наводящих вопросов подвести детей к выводу: осенью дни становятся короче, а ночи длиннее; значит, на Землю попадает меньше солнечных лучей, становится холоднее.
Обратите внимание ребенка на ветер. Он холодный и порывистый.
Листья с деревьев падают. Это уникальное явление природы называется листопад. Обратите внимание детей на составляющие этого слова, объясните его происхождение.Это интересная тема для домашнего рисования.
Рассмотрите с ребенком место на ветке дерева, откуда только что сорвался листок: Там вы увидите еле заметные почки. Деревья не погибли, они только отбросили отмершие, а потом ненужные листья. Объясните, почему осенью листья деревьев опадают? Оказывается, это нужно, чтобы дерево зимой не теряло много влаги. Но весной из почек вновь появятся новые листочки, дерево вновь «проснется», оживет, зазеленеет.
Обратите внимание ребенка на то, что совсем не стало видно насекомых. Объясните, что спрятались в щели домов, под кору деревьев и засыпают на всю зиму до следующей весны.
Птицы улетают в теплые страны. Понаблюдайте за улетающими птицами. Перелетные птицы, собираются в теплые края. Они рассаживаются на крышах домов, проводах, на заборах. Затем стайка поднимается и летает кругами над полем или городским районом. К ней присоединяется все новые и новые птицы. Так птицы готовятся к трудному долгому перелету в теплые края. Попробуйте поразмышлять вместе с ребенком — почему птицы стремятся улететь в теплые страны. Но весной птицы вернутся снова.
Опытно-исследовательская деятельность:
В дождливую, ненастную погоду проведите с ребенком исследования «Песок и глина»
Песок, который вы будете сравнивать с глиной, не должен быть слишком мелким и глинистым. Глину лучше взять природную. Возьмите стаканчики из-под йогурта или сметаны.
Для того чтобы было удобно работать, наклейте на стаканчики с песком желтые, а на стаканчики с глиной — коричневые кружочки, или возьмите цветные стаканчики.
Исследование «Песок — рыхлый, сыпучий»
Ход исследования. Возьмите стаканчик с песком и аккуратно насыпьте немного песка на лист бумаги. Спросите у ребенка: легко сыплется песок? А потом попробуйте высыпать из стаканчика глину. Что легче высыпается — песок или глина?
Вывод. Песок, в отличие от глины, «сыпучий», рыхлый. Глина слипается комочками, ее нельзя так легко высыпать из стаканчика, как песок.
В повседневной жизни насыпьте сухой песок в пластиковые бутылки разного размера, предварительно сделав в крышке дырочки разного диаметра, предложите ребенку, высыпая песок, выполнить различные рисунки на темном фоне.
Игровая деятельность:
Для закрепления знаний детей об осени дома можно поиграть в дидактическую игру «Закончи предложения»:
Взрослый начинает предложения, ребенок придумывает окончание.
Я люблю осень, потому что…
Осень скучное время года, так как…
Я сегодня не пойду гулять, потому что…
Осень красивое время года, так как…
Птицы осенью улетают в теплые края, потому что…
Деревья осенью сбрасывают листья, так как…
Дети надевают куртки, резиновые сапоги, берут на прогулку зонт, так как…
Чтение художественной литературы:
Ваш ребенок уже довольно взрослый, может долго слушать Ваше чтение и полноценно обсуждать услышанное. Поэтому мы рекомендуем:читайте вслух с ребенком не менее 10-15 минут в день;
перед чтением уберите со стола отвлекающие предметы, проветрите комнату;
если ребенок устал, проведите физкультминутку;
во время чтения книги выясните значение трудных слов, рассматривайте иллюстрации;
беседуйте о прочитанном: о том, чему учит книга, что нового ребенок узнал.
Помните, что книга помогает ребенку познавать мир.
Также Вы можете использовать рекомендуемые произведения для закрепления знаний ребенка о явлениях природы, для иллюстрации наблюдаемых явлений.
Рекомендуемая литература для чтения детям в ноябре:
И. Соколов-Микитов «Осень в лесу», «Золотая осень», «Листопадничек».
М. Лессовая «Листья солнцем наливаются…»
Г. Снегирев «Как птицы и звери к зиме готовятся»
Л. Кон «Рожь»
С. Есенин «Нивы сжаты…»
В. Бианки «Как муравьишка домой спешил»
Продуктивная деятельность:
предложите ребенку нарисовать иллюстрации к наиболее понравившимся эпизодам прочитанных произведений, к самому интересному отрывку из стихотворения или сказки.
Смастерите вместе с ребенком и повесьте во дворе кормушку. Понаблюдайте за прилетающими птицами.
Задайте вопрос или оставьте отзыв