Социально-психологическая служба
Социально – психологическая служба дошкольного образовательного учреждения является одним из структурных подразделений ДОУ и создана для оказания комплексной психологической, педагогической и социальной помощи детям, консультативной помощи всем участникам учебного процесса: администрации, педагогам, родителям по вопросам воспитания, обучения и развития детей. Она содействует охране прав личности и гармонизации социальной сферы ДОУ.
Социально – психологическая служба предназначена для координации усилий специалистов ДОУ в обеспечении прогрессивного психического развития детей, развития их способностей, склонностей, профилактике возможных отклонений в процессе получения образования.
Психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста в условиях введения ФГОС ДО
Программа коррекционно — развивающих занятий
Диагностический материал
Тренинговые занятия с родителями и детьми
КОНСУЛЬТАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Детская агрессия
Игры. которые лечат
Влияние родительских установок на воспитание детей
На пороге школы
Рекомендации родителям по адаптации ребенка к детскому саду
Игры и упражнения на развития внимания
Цикл консультаций для родителей Страхи детей от 5 до 7 лет
Цикл консультаций для родителей «Устранение страхов»
Особенности организации работы педагога-психолога
Психолого-педагогическое сопровождение детей осуществляет педагог-психолог (образование высшее психологическое). Психолог оказывает помощь детям с проблемами эмоционального развития, с некоторыми отклонениями в поведении, с тревожностью и агрессивностью. В задачу психолога также входит оптимизация родительско-детских отношений и создание благоприятного психологического климата в коллективе детского сада.
В учреждении имеется кабинет психолога. В кабинете психолога создана благоприятная предметно-развивающая среда, имеется большое количество стимульного и дидактического материала, учебно-методических пособий, развивающих игр.
Коррекционно-развивающая работа в МБДОУ ЦРР-д/с № 78 проводится с комплексным подходом, коллектив плодотворно работает над преодолением недостатков психического развития детей, проводится целенаправленная работа по подготовке детей к обучению в школе, проводится множество мероприятий по сохранению и укреплению здоровья детей, успешно сотрудничает с семьями детей, имеющих особенности поведения и психологического развития.
С детьми группы риска работает педагог-психолог, выстраивая и реализуя индивидуальный образовательный и коррекционный маршрут. Все педагоги и специалисты ДОУ обеспечивают педагогическую поддержку движения ребенка по образовательной траектории.
Проводится диагностика уровня готовности выпускников подготовительных групп по методике М. М. и Н. С. Семаго. Ежегодно педагогом-психологом разрабатывается планы коррекционно-развивающей работы с детьми по подготовке к обучению в школе, помогающие преодолеть школьную тревожность и активизировать познавательную активность детей подготовительных групп.
При реализации задач приоритетного коррекционного и развивающего направления работы педагогом – психологом используются программы:
- Пазухина И.А. Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников «Давай познакомимся!»;
- Крюкова С.В., Слободяник Н.П. «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь!»;
- Крюкова С.В. «Здравствуй, я сам!». Тренинговая программа работы с детьми;
- Семенака С.И. «Адаптация ребенка в обществе» коррекционно-развивающие занятия;
- Ронжина А.С. «Адаптационные занятия».
- Все занятия составлены с учетом особенностей каждого возрастного периода.
В диагностическом направлении имеется материал: - Забрамная С.Д., О. В. Боровик «Практический материал для проведения обследования детей»;
- Семаго М.М., Семаго Н.Я. Диагностический портфель;
- Гуткина Н.И. «Психологоическая готовность к школе».;
- Приобщение детей к культурно-историческим ценностям региона.
Особенности организации образовательного процесса на логопункте
Цель: Оказание практической помощи детям, имеющим нарушения в развитии устной речи (первичного характера).
Задачи:Осуществление необходимой коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста — исправление звукопроизношения:
- развитие фонематического слуха;
- обогащение словаря;
- развитие лексико-грамматических категорий;
- развитие связной речи;
- привитие навыков коммуникативного общения;
- развитие мелкой моторики рук, подготовка руки к письму.
- Предупреждение нарушений устной и письменной речи;
- Пропаганда логопедических занятий среди педагогов, родителей воспитанников;
- Совершенствование методов логопедической работы в соответствии с возможностями, потребностями и интересами дошкольников.
- Логопедическая работа строится на основе комплексного медико-педагогического подхода, который выражается в следующем:
- медикаментозное лечение и психотерапия (в поликлинике);
- логопедические воздействия учителя-логопеда;
- максимальная помощь родителей и воспитателей.
- Коррекционные занятия проводятся учителем-логопедом индивидуально, малыми подгруппами. Логопедическая работа включает в себя следующие блоки:
- Диагностический блок: цель – выявление детей с речевыми нарушениями первичного характера для оказания своевременной логопедической помощи;
- Коррекционно-развивающий блок: цель – преодоление (профилактика и коррекция) речевых нарушений у детей.
- Работа по преодолению речевых нарушений проводилась согласно разработанному индивидуальному плану на каждого ребёнка. Направления работы:
- работа над речевым дыханием;
- развитие фонематического слуха;
- работа над просодической стороной речи;
- работа над подвижностью артикуляционного аппарата;
- постановка звуков;
- дифферинциация звуков;
- автоматизация звуков;
- введение звука в речь.
- Результативный блок: цель – анализ эффективности логопедической работы с детьми на логопункте.
Рабочие программы и технологии
- Н.В. Нищева «Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе д/с для детей с ОНР»;
- Г.А. Каше, Т.Б. Филичева «Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя(подготовительная группа)».
Особенности организации работы социального педагога
В своей практической деятельности социальный педагог ДОУ выполняет различные социально-педагогические роли:
роль посредника между детьми и взрослыми, между семьей и государственными службами;
роль защитника интересов и законных прав ребенка;
роль помощника педагогов и родителей в решении проблем;
роль эксперта в постановке социального диагноза и определении методов компетентного вмешательства.
Социальный педагог помогает в предотвращении и разрешении конфликтных ситуаций в семьях, а также — между педагогами и родителями ребенка и способствует реабилитации семьи.
Функции социального педагога в ДОУ:
Социальный педагог:
осуществляет комплекс мероприятий по воспитанию, развитию и социальной защите ребенка;
изучает психолого-медико-педагогические особенности, микросреду и условия жизни детей;
выявляет интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации и своевременно оказывает социальную помощь и поддержку;
выступает посредником между ребенком и учреждением, семьей, средой, специалистами различных социальных служб, ведомств и административных органов;
определяет задачи, формы, методы социально-педагогической работы, способы решения личных и социальных проблем, принимает меры по социальной защите и социальной помощи, реализации прав и свобод детей;
способствует установлению гуманных, нравственных, здоровых отношений в социальной среде. Содействует созданию обстановки психологического комфорта и безопасности;
взаимодействует с педагогами, родителями или лицами их заменяющими, специалистами социальных служб.
Направления деятельности социального педагога в ДОУ:
Работа по защите прав ребенка.
Работа по социальному развитию личности ребенка.
Профилактика негативных явлений и оказание помощи тем, кто находится в сложной ситуации.
Работа по активизации воспитательного потенциала семьи.
Работа с родителями, не выполняющими обязанности по отношению к детям.
Работа с социально незащищенными семьями.
Работа с ближайшим окружением.
Работа с социальными институтами.
Формы работы социального педагога в ДОУ:
С педагогами :(консультации; анкетирование ; индивидуальные беседы; семинары; «круглые столы» с родителями).
С родителями:( анкетирование; индивидуальные беседы; посещения на дому; «круглые столы»; родительские собрания; родительская гостиная).
С детьми:( интервьюирование; занятия по правам ребенка; театрализованные постановки по защите прав ребенка; организация экскурсий по ознакомлению с социумом (библиотека, школа, музыкальная школа, и т.п.).